Токсичные кредиты пожирают банковскую систему
Больше половины кредитов в украинских банках — проблемные. Лидируют государственные банки. Кредитные бюро в состоянии предотвратить лишь выдачу новых кредитов неблагоприятным заемщикам. А вот для решения проблемы со старыми необслуживаемыми кредитами уже необходимо вносить изменения в законодательство.
Токсичные кредиты пожирают банковскую систему
Недавно Национальный банк предоставил интересную статистику. Так, доли неработающих кредитов в разрезе банковских групп таковы: по итогам первого квартала 2018 г. антилидером является Приватбанк — 86%, по остальным госбанкам показатель достигает 61%, иностранные банки, которые в свое время были наиболее активны в сегменте валютной ипотеки, имеют 43% неработающих кредитов, украинские коммерческие банки – 30%, информируют Экономические Новости.
В целом доля проблемки составляет 56,38%, причем за март он вырос на 0,18 п.п.
Сам Нацибанк на официальный запрос «э» объясняет такую неблагоприятную картину одноразовым негативным эффектом, связанным со сменой методологии учета финансовых инструментов в рамках перехода банков на МСФЗ 9 (Международные стандарты финансовой отчетности): «Часть начисленных, но не уплаченных процентных доходов была причислена к резервам. Поэтому объемы общих и неработающих активов одномоментно выросли. В то же время, за первые три месяца банки смогли осуществить ряд успешных реструктуризаций, что, безусловно имело положительный эффект на общий портфель неработающих кредитов».
Также особо не волноваться по этому поводу предлагает исполнительный директор Независимой ассоциации банков (НАБУ) Наталия Коробкова: «0,18 процентных пункта — очень незначительное увеличение, которое само по себе не говорит о подтверждении или смене тенденции. Если сравнивать с 1 февраля, то доля NPL (просроченных кредитов) даже уменьшилась на 0,22 процентных пункта».
Читайте: Стала известна причина затяжного укрепления гривны
Действительно, за прошлый год, начиная с 1 марта 2017-го, также наблюдались колебания доли неработающих кредитов в небольшом диапазоне — рост с 55,9% до 57,99% (на 1 августа) и снижение до 54,54% (на 1 января 2018 г).
Хотя сами банкиры, в принципе соглашаясь с точкой зрения руководителей регулятора, не так радужно смотрят на общую картину по «токсичным» кредитам (кстати, с ними солидарна и Наталия Коробкова).
«Уровень «токсичных» кредитов, превышающий половину общего портфеля, является одной из основных угроз устойчивости финансового сектора. Большинство неработающих кредитов — это кредиты в иностранной валюте должников корпоративного кредитования и розничной ипотеки. Значительная их часть тянется со времен финансового кризиса 2008 г., когда банки массово выдавали валютные кредиты. В 2014 г. ситуация еще более усугубилась в результате потери банками активов в Крыму и зоне АТО», — говорит «э» директор по рискам Банка Кредит Днепр Олег Пахомов.
Читайте: Нацбанк задумался о круглосуточных электронных платежах
Эксперт отмечает, что также на рост статистики по NPL повлияли выполнение банками обновленных требований к оценке кредитного риска, в результате чего доля проблемных кредитов резко увеличилась с 31% в конце 2016 года до 57% весной 2017-го и достигла исторического максимума в 58% в июле 2017 года.
Тем не менее, банки отчаянно борются с этими проблемами. Так, финучреждения сформировали достаточные объемы резервов под проблемные активы (уровень покрытия по системе составляет 84%), сфокусировались на менее рисковых видах кредитования, проводят постепенное обновление и диверсификацию портфелей, реструктуризацию и списание NPL.
Однако улучшение качества портфелей происходит медленно и нестабильно из-за несовершенства законодательства и судебной системы. Отсутствие эффективных процедур взыскания долгов и правовых рычагов влияния на недобросовестных заемщиков утяжеляет груз «токсичных» кредитов, вынуждает банки формировать под них огромные резервы. А это продолжает давить на показатели капитализации и прибыльности банковского сектора, а также на стоимость кредитования.
А какова судьба законопроектов по реструктуризации валютных ипотечных кредитов и как нерешенность этого вопроса влияет на общую ситуацию по проблемным кредитам в нашей банковской системе?
«Вопрос слишком политизирован. В парламенте с 2014 г. находились 15 законопроектов, благодаря которым банковское сообщество пыталось решать эту проблему. Законопроект №4004-д, консолидированная позиция банковского сообщества, с 2016 г. блуждает по кабинетам Верховной Рады. Данный документ предусматривает механизм выхода из ситуации по валютным ипотечным кредитам. Несмотря на поддержку нашего видения профильным комитетом парламента, Нацбанком и Минфином, законопроект не выносится в парламент для голосования», — говорит Наталия Коробкова.
Помимо прочего, все топчется на месте по причине того, что сами народные депутаты лично (и таких немало) заинтересованы в этом затягивании. Конфликт интересов у ряда депутатов, которые лично задолжали банкам немалые суммы, уже много лет мешает парламенту принять адекватное решение и снять мораторий на взыскание по этим кредитам. В итоге часть проблемного портфеля, которую банки могли бы реструктуризировать и вывести из категории NPL, зависла в банковских балансах на неопределенный срок.
«Если учесть, что валютная ипотека на сегодняшний день составляет 34 млрд грн в эквиваленте, формируя 19% розничного кредитного портфеля, при этом 90% валютных ипотечных кредитов нерабочие, то негативное влияние правовой неурегулированности данной ситуации на качество кредитного портфеля сложно переоценить», — считает Олег Пахомов.
Кредитный реестр НБУ, как считают руководители регулятора, способен обеспечить своевременную и взвешенную оценку банками кредитного риска.
Банки смогут более эффективно оценивать платежеспособность и надежность заемщика, и предупредить выдачу займов ненадежным заемщикам. «Это будет способствовать снижению рискованности кредитования, что, в свою очередь, положительно повлияет на стоимость кредитов. Кроме того, наличие такого инструмента позволит предупредить появление значительной доли неработающих кредитов в будущем», — отмечают в НБУ.
Использование банками консолидированной информации из реестра, в сочетании с данными бюро кредитных историй, будет способствовать усилению их управления кредитным риском, считает Олег Пахомов. «Единая полная информация о заемщике позволит составить его реальный кредитный рейтинг и избежать оперирования искаженной информацией при рассмотрении кредитной заявки и принятии решений», — говорит он.
Также эксперт видит положительный момент для заемщика: упрощение получения им самим консолидированной информации о своей кредитной истории, более реальной оценки собственных возможностей по получению и обслуживанию кредитов. Использование реестра будет способствовать расширению возможностей регулятора осуществлять эффективный банковский надзор, оперативно реагируя на возникающие в банках проблемы.
А вот Наталия Коробкова считает, что такой реестр при Нацбанке не решает проблему с уже существующими NPL, однако он позволит избежать (или снизить вероятность) выдачи новых кредитов недобросовестным заемщикам. «Это со временем снизит уровень риска в кредитовании и, соответственно, закладываемую в ставку оценку риска. За счет этого доля риска в кредитных ставках станет меньшей. При прочих равных условиях это позволит банкам снизить ставки по кредитам», — резюмирует эксперт.
Действительно, в целом оперативное получение достоверной информации о заемщиках будет способствовать улучшению качества кредитных портфелей банков, снижению показателей просроченных и безнадежных кредитов и соответственно, уменьшению составляющей «платы за риск» в стоимости кредитов. Однако создание и работа такого кредитного реестра являются необходимым, но не достаточным условием для кардинального улучшения правовой ситуации на рынке.
Какие рецепты для решения вопросов по проблемным кредитам в банковской системе? По информации НАБУ, вопросы финансовой реструктуризации частично решены с принятием соответствующего закона. Так, зарегистрировано 12 процедур, а в денежном выражении открыто таких процедур на сумму 16,7 млрд гривен, из которых успешно реструктуризировано задолженности на сумму 8 млрд гривен.
По мнению руководителей организации, также очень важным документом является законопроект №6027-д по защите прав кредиторов или №8060 (Кодекс процедур банкротства).
Как считают в Нацбанке, коме того, рынок ждет внесения в парламент и его дальнейшую поддержку законопроект по вопросам деятельности по управлению проблемной задолженностью, разработанного ЕБРР. Этот документ позволит облегчить приход частного капитала на рынок проблемных активов и поможет восстановлению активного кредитования в Украине.