Розетка против заправки: где и как заряжать электромобиль
Медленно, но уверенно авторынок переходит на более дешевый и экологичный вид энергии — электричество. Сейчас электрокары изготавливает большинство известных автомобильных брендов: BMW, Honda, Nissan, Tesla Motors, Toyota и другие. Новости полны информации о строении и особенностях этих машин. А вот информации об их «заправке» не так-то много. Давайте вместе разберемся где, каким образом и как долго нужно заряжать электромобиль.
Розетка против заправки: где и как заряжать электромобиль
Многие считают, что заряжать автомобиль с электрическим двигателем — дело хлопотное и долгосрочное. Сразу приходит мысль, что машина будет «привязана» к розетке в тот момент, когда тебе срочно понадобится куда-то ехать. И действительно, в частности, в Украине пока отсутствуют станции быстрой зарядки типа CHAdeMO или CCS Combo, поэтому нам придется «заправляться» немного медленнее, чем европейцу или американцу, которым доступны привилегии 30-минутной зарядки. Несмотря на это, зарядка электромобиля требует намного меньше ресурсов, нежели заправка обычного бензинового либо дизельного авто. Еще одно преимущество — возможность снабдить машину энергией в любом месте, где есть самая обычная электросеть, информируют Экономические Новости.
Сегодня существуют такие основные режимы зарядки электромобиля:
Mode 1 — самый простой способ «заправки». Используется переменный ток от обычной электросети путем включения в обычную розетку кабеля без дополнительных защитных элементов. Данный способ — наиболее примитивный и немного устаревший. В современных электромобилях он не используется из-за наличия риска перегрева кабеля либо розетки, а также короткого замыкания. На зарядку стандартного автомобиля с электрическим двигателем в 20-25 кВт*ч уйдет от 6 до 8 часов.
Mode 2 — усовершенствованный Mode 1, использующий защищенный кабель. Таким образом, исчезает вероятность короткого замыкания либо же перегрева.
Читайте: В Китае электромобили Tesla сгорели во время зарядки
Mode 3 — современная зарядка переменным током увеличенной мощности. Весь процесс нуждается в отдельной розетке, которая, по сути, является специальной зарядной станцией. Розетка оснащена высокотехнологичной защитой и способна отслеживать процесс зарядки. Подключение автомобиля осуществляется через встроенный в розетку кабель с соответствующим конкретному электромобилю разъемом. В зависимости от типа кабеля зарядка будет от 7,2 до 43 кВТ. На зарядку электромобиля уйдет от 1 до 4 часов.
Mode 4 – наиболее быстрый способ зарядки электрокара. В отличие от предыдущих вариантов, в этом типе используется постоянный ток. К примеру, распространенный японский тип зарядных станций CHAdeMO выдает до 62,5 кВт энергии, что позволяет зарядить аккумулятор стандартного электрокара за 20-30 мин. Схожий способ использует и Tesla Motors, ее станции зарядки выдают 135 кВт. Отличительной чертой данного типа зарядки является то, что первые 80% электроэнергии подаются в батарею очень быстро, остальные 20% — медленно. Делается это для того, чтобы продлить срок службы батареи.
Отдельным способом зарядки электрокара является система «зарядки» с помощью солнечных батарей. На данный момент такие станции популярны в США и Японии. Система очень проста: заправка напоминает обычное парковочное место, возле которого располагается солнечная батарея. Станция устанавливается в любом месте всего за пару минуты, не требует никаких строительных работ на земле, подключения к электросети и разрешений на строительство.
Читайте: BMW и Nissan будут совместно развивать сеть зарядных станций для электрокаров
Заправка электромобилей в Европе и США
Европейские чиновники всеми силами стимулируют своих граждан пересаживаться на более экологичный и экономичный вид транспорта — электромобили. Что касается заправок, то интересен опыт Амстердама, власти которого руководствовались принципом «где нет электромобилей — не нужны заправки, но и где нет заправок — там нет автомобилей». Теперь каждый житель города имеет право направить онлайн запрос об установке станции зарядки. Упор в странах ЕС и США делается на заправки «быстрого» типа.
Так, в Германии, которая считается европейским лидером по развитию инфраструктуры для электромобилей, сделали сеть бесплатных «быстрых заправок» для электромобилей. В Берлине подобных установок более 100, многие из них расположены в самых удобных местах для жителей – на паркинках возле торговых центров и возле супермаркетов. Отметим, очередей к этим заправкам нет, что говорит о том, что заправок хватает всем. Помимо бесплатных электрозаправок, действуют и платные, стоимость которых составляет около €0,25 за кВт/ч.
В Великобритании ситуация схожая. В стране также оборудована сеть бесплатных парковок-подзарядок. В самом же Лондоне насчитывается больше 300 станций подзарядки электромобилей. Отличительной чертой данной страны является то, что большинство жителей покупают абонемент на пользование услугами электрозаправок. За год пользования владельцу электромобиля придется выложить всего €100.
Пару лет назад Volvo, Ericsson, Göteborg Energi и Viktoria Institute создали в Европе совместный проект по внедрению «интеллектуальной инфраструктуры для электромобилей». Он предполагает следующее: любой владелец электрокара может заранее по мобильному связаться с энергетической компанией для согласования тарифа, количества необходимого уровня заряда, места и времени заправки. Данная услуга платная, но позволяет европейцам рационально использовать энергоресурс.
В США сейчас активно развивается сеть электрозаправок от Tesla — Superchargers. Илон Маск объявил, что зарядка на его станциях является совершенно бесплатной, а также существенно экономит время автовладельцев (время полной зарядки составляет 75 минут). Стоит отметить, заряжаться от суперзаправки могут только модели с батареей 85 кВт/ч, а также 60 кВт/ч с установленным модулем Supercharging.
Такая опция стоит $2000, если вы сразу заявите о ней при заказе автомобиля. Если же вам посчастливилось быть обладателем Tesla Model S 60 кВт/ч без модуля Supercharging, его установка обойдется в $2500. В Северной Америке сейчас работает около 250 заправок Илона Маска, а в Европе — 200.
Украинские станции зарядки электромобилей
В нашей стране ситуация с инфраструктурой для электромобилей хуже, нежели в западных странах. Первый пункт электрозарядки появился в столице Украины осенью 2012 г. Сейчас в Украине существует около 400 пунктов подзярядки электрических машин. В основном, все они расположены на уже существующих АЗС, торгующих бензином и дизелем. В среднем, стоимость одной полной зарядки электромобиля обойдется владельцу в 70 грн.
Крупные украинские АЗС обещают в этом году нарастить объемы заправок для электромобилей. Так, компания WOG намерена в 2017 г. увеличить электрических зарядных комплексов с 10 до 300 установок. Планируется, что 30 из них будут работать в скоростном режиме (supercharge). Стандартные зарядные модули будут работать совершенно бесплатно, а вот за пользование скоростными украинским владельцам электрокаров придется заплатить. В компании обещают сделать цену на уровне себестоимости.
Еще одна украинская сеть автозаправок ОККО сейчас имеет 39 пунктов стандартной зарядки электромобилей. В следующей сети автозаправок, KLO, заявили, что зарубежные скоростные зарядные станции слишком дорогие для нашей страны, а их окупаемость может занять всю жизнь. Поэтому компания пытается своими силами сконструировать несколько скоростных зарядок, используя трансформаторы с током от 50 кВт до 100 кВт. В будущем KLO планирует установить около пяти таких пунктов на трассах Украины.
Еще одним популярным электрозаправочным проектом в Украине стала сеть публично-доступных «заправок» ТОКА. Сейчас в Украине функционирует три пункта электроподзарядки — два в Киеве и один в Одессе. Данная сеть полностью оградила себе от продаж бензина и дизеля. Основная задача этой сети – организация удобного расположения заправочных станций, например, в торговых и развлекательных центрах, на парковках супермаркетов, магазинов. За 1 минуту на «заправке» ТОКА автомобиль накапливает энергии на 1 километр пробега. К следующему году владельцы планируют увеличить количество пунктов зарядки до 50.
Впрочем, заправки для электромобилей в больших городах — это хорошо, но многих автолюбителей интересует вопрос, как обстоят дела с наличием пунктов подзарядки на украинских трассах, ведь ездить хочется не только по городу, но и в соседние места, на море в Одессу и в Карпаты.
Благодаря сервису plugshare.com удалось проанализировать количество электрозаправок на популярных украинских маршрутах. Так, на трассе Е95, соединяющей Киев и Одессу, вы встретите 7 электрозаправок: возле Белой Церкви, Жашкова, Маньковки, Ладыжинки, Курячих Лоз и последним пунктом на пути в Одессу станет заправка возле Кривого Озера. На трассе Е40 по дороге из Киева во Львов, если будете ехать на электромобиле, не пропустите пункты подзарядки возле таких населенных пунктов: Калиновка, Глибочица, Житомир, Новоград-Волынский, Гоща, Ровно и Броды.
Отсутствие инфраструктуры является одним из главных барьеров для развития рынка электромобилей в Украине. В то время как Европа и США вовсю внедряют принципы скоростной зарядки электромобилей, мы только начинаем устанавливать у себя обычные пункты электрозаправки. Рано или поздно, но электромобили все же доберутся до украинцев, а с ними и современные заправки, будем надеяться, что нам позволят пользоваться теми же привилегиями зарядки своих железных коней, что и европейцам.