Советы, которые не дадут заснуть за рулем

Уже давно доказано, что главными виновниками наступления сна за рулем являются дороги.

Cогласитесь, в дальней дороге вас частенько клонит в сон за рулем даже в том случае, если накануне путешествия вы изрядно выспались. Монотонное движение, набегающее дорожное полотно, однообразный шумовой фон… Кажется, что все усыпляющие факторы нам хорошо известны. Как бы не так! Оказалось, что главной убаюкивающей причиной выступает ее величество дорога. А точнее, эффект, возникающий при соприкосновении с дорогой вашего автомобиля.

Проблемой озаботились австралийцы из Королевского технологического университета в Мельбурне. Они уверены, что главной причиной сна за рулем является естественная низкочастотная вибрация. В университете провели специальный эксперимент, участие в котором приняли 15 человек. Доб­ровольцев усадили за импровизированный руль – специально созданный симулятор автомобиля, имитирующий монотонное движение по двухполос­ной трассе. Часть испытуемых подверглась низкочастотным вибрациям (4–7 герц), оставшиеся «ехали» в иных режимах. Ученые следили не только за поведением всех испытателей, но и за их сердечными ритмами. Так вот, подверженные вибрациям подопытные «поплыли» уже через 15 минут: начали зевать, испытывать сонливость и потерю внимания. Через 30 минут такой «поездки» степень сонливости и утомленности была уже на порядок выше. А через час, судя по их сердечному ритму, люди начали постепенно погружаться в сон.

Ученые зафиксировали, что из-за усталости, вызванной такой вибрацией, выполнять простые умственные задачи для испытуемых оказалось сложнее. При этом вибрации на других частотах имели противо­положный эффект и, напротив, делали людей бодрее. Ну а выводы – что нужно делать за рулем, чтобы не заснуть, – нам предлагают сделать самостоятельно.

Резь в глазах, частое моргание, снижение остроты зрения, потеря периферийного зрения.
Нет интереса к зеркалам заднего вида.
Эй, не тормози слишком резко! Лоб разобьешь.
Не можете вспомнить, какая песня только что звучала из динамиков?
Забыли, что всего несколько секунд назад проехали заправку.
Зачем этот «олень» врубил дальний? Слепит же! (Хотя «олень» ничего не врубал.)
Переключать передачи? Поворотники… Вздор…
Черт, я на встречке?!!!

Спички в глаза

Лучшая профилактика – полноценный сон накануне. Перед путешествием, да и по ходу, не стоит переедать. Пейте в дороге чаще – появит­ся лишний повод тормознуть у туалета. Самый действенный способ победить сон – сдаться добровольно и полчаса поспать в кармане на парковке. Два-три часа за рулем вам будет гарантировано.

Помогает умывание холодной водой и разминка, чтобы разогнать кровь. Воду можно заменить изотоническим напитком (например, сок пополам с водой). Помогает кофе, но не злоупотребляйте. От энергетиков лучше держаться подальше. Они действуют не на каждого, да и вспышка активности от них кратковременная. Рекомендуем жевать. Мятную жвачку, сушки, легкое печенье, орехи, фрукты. Многие советуют цитрусовые. Их запах бодрит. Помогают, кстати, несколько ломтиков горького шоколада. Слушайте музыку, болтайте с пассажирами, сыграйте в города, наконец. И обязательно выключите кондиционер. В салон должен поступать свежий забортный воздух. Усугубляют сонливое состояние тяжелые запахи: курение, ароматизаторы в салоне, парфюм.

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Чем водитель более бывалый, тем быстрее он засыпает за рулем и тем сложнее распознать его «отключку» со стороны, гласит народная мудрость. Настоящие профи, говорят, во сне могут преодолевать километры трассы, при этом еще курить и что-нибудь жевать. И все же поднимаем тревогу, когда водитель в разговоре перестает отвечать на вопросы, смотрит в одну точку, часто моргает, трет глаза, перестает пользоваться коробкой передач и поворотниками, а ночью не переключает дальний свет. Наличие на дороге разделительной линии ясно даст понять пассажирам, способен ли их водитель держать полосу.