Без новых кредитов Украина не погасит старые

Неумолимо приближается время масштабных расходов по обслуживанию внешнего долга, но средств на это явно не хватает, и взять их негде, особенно в условиях замораживания кредитования МВФ. Это вызвало давно ожидавшуюся и достаточно нервную реакцию в Нацбанке.

В ближайшие годы Украина должна выплатить по внешнему долгу $22,7 млрд. Для сравнения, золотовалютные резервы (ЗВР) страны составляют $18,2 млрд. При этом, начиная с января по начало апреля наблюдается устойчивое снижение ЗВР с $18,8 млрд. Пик выплат начнется с 2019 г. и составит ежегодно не менее $5,5 млрд, информируют Экономические Новости.

Своеобразная ситуация складывается в 2018 г. Собственно, внешние выплаты в нынешнем году не столь велики и составляют $4,5 млрд. В то же время, сумма государственных долгов в валюте самой высокой является в именно в 2018 г. и составляет $7,1 млрд, тогда как в 2019 г. валютные долги составят $6,9 млрд. Дело в том, что значительная часть валютных долгов 2018 г. приходится на валютные ОВГЗ, которые Министерство финансов разместило на внутреннем рынке, и выплачиваются они в гривне по текущему курсу.

В нынешнем году почти 80% долларовых обязательств Украины — это валютные ОВГЗ и выплаты в пользу МВФ — по $2,6 млрд. Еще $1,1 млрд нужно выделить на погашение процентов по еврооблигациям, $700 млн — на остальные внешние обязательства, а именно на обслуживание долга перед Мировым Банком, Евросоюзом, рядом стран. В 2018 г. Украина начинает погашение основной суммы по евробондам старых выпусков, но объемы выплат пока небольшие — $100 млн.

Обязательства Украины перед МВФ разделены на две составляющие: Минфин погашает ту часть кредита, которая пошла на финансирование дефицита бюджета, и в 2018-м министерство должно погасить $1,5 млрд. В свою очередь, Нацбанк должен обслуживать ту часть долга перед фондом, которая была помещена в ЗВР, и в нынешнем году эта сумма составит $1,1 млрд.

Читайте: S&P дало печальный прогноз по траншам МВФ для Украины

По данным НБУ, общий долг Нацбанка перед МВФ составляет $7,2 млрд, а Минфина — $4,9 млрд.

В 2019-2020 гг., кроме погашения основной суммы еврооблигаций, правительству нужно возвращать два краткосрочных выпуска евробондов под госгарантии США — по $1 млрд каждый. В 2019 г. обслуживание своих внешних обязательств на сумму $1,1 млрд начнут и государственные банки.

Самыми напряженными месяцами в плане обслуживания внешнего долга в 2018 г. являются прошедший уже март и сентябрь. Правительству нужно почти одновременно обеспечить купон по евробондам, который выплачивается дважды в год в размере $505 млн, а также провести плановый платеж МВФ по кредиту, полученному в 2014 году по программе Stand by.

Читайте: Экономист озвучил неутешительный прогноз по дефолту Украины

Если в 2017 г. на выплаты по внешним долгам было потрачено $3 млрд, то в 2018 г. на эти цели придется израсходовать $4,5 млрд, а в 2019 г. — до $7 млрд.

Это обстоятельство, на которое уже давно указывали СМИ, наконец-то, вызвало беспокойство в центральном банке страны, где опять заговорили о необходимости срочнейшего восстановления сотрудничества с МВФ.

Напомним, что в данный момент дальнейшее получение траншей МВФ остановлено, поскольку власть не готова выполнять выдвигаемые фондом требования, прежде всего, сформировать антикоррупционный суд и существенно повысить цены на газ для населения.

Напомним, что четырехлетняя программа помощи МВФ с использованием механизма расширенного финансирования (EFF) предусматривает выделение Украине $17,5 млрд. В марте 2015 г. Украина получила первый транш размере $5 млрд, в августе того же года — второй транш в сумме $1,7 млрд. В 2016 и 2017 гг. Украина получила по одному траншу в $1 млрд каждый.

Перспектива остаться без дальнейших траншей МВФ, что чревато дефолтом, всерьез встревожила руководство Нацбанка, которое обоснованно опасается, что собственных международных резервов может не хватить на выплату долгов. Повторим, что золотовалютные резервы НБУ тают уже четвертый месяц подряд из-за расчетов по международным долгам.

«Для сохранения макрофинансовой стабильности Украины критически важно безотлагательно активизировать усилия для продолжения сотрудничества с МВФ», — подчеркнул замглавы НБУ Дмитрий Сологуб.

Он уточнил, что отсрочка необходимых шагов для возобновления сотрудничества с официальными кредиторами, то есть повышение цен на газ для населения и создание Антикоррупционного суда, «сужает окно возможностей» для привлечения необходимого финансирования накануне пиковых выплат по госдолгу в 2018-2020 гг.

Также Сологуб назвал основным риском для реализации макроэкономического прогноза НБУ отсутствие прогресса в проведении структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности и дальнейшего сотрудничества с МВФ.

Любопытно, что после встречи с главой МВФ Кристин Лагард в Давосе в конце января 2018 г. Порошенко был слишком оптимистичен.

«У меня была очень многообещающая встреча с господином Липтоном (замглавы фонда – Авт.) и Кристин Лагард из МВФ, а также с представителями Всемирного банка. Они очень довольны результатами реформ, которые мы провели. Я единственный украинский президент, который достиг таких хороших результатов в сотрудничестве с МВФ», — заявил Порошенко во время дискуссии в Давосе при участии президентов Польши и Литвы.

Затем в интервью Bloomberg Порошенко заявил, что на момент переговоров в Давосе Украина выполнила 80% требований, предусмотренных меморандумом с МВФ, через несколько недель они будут выполнены полностью, и Украина получит новый транш МВФ до апреля 2018 г.

Уже с начала марта стало понятным, что с транш МВФ ожидать едва ли стоит. В департаменте коммуникаций тогда сообщили, что у них в графике нет информации о приезде в Украину миссии. А значит — и никаких перспектив получения очередного транша тоже нет. Надежды на то, что миссия прибудет в Киев позднее развеял представитель фонда в Украине Йоста Люнгман, заявивший, что без очередного повышения цены на газ транша не будет.

В свою очередь, повышения не будет, потому что Кабмин своим решением сохранил ее на прежнем уровне, правда, пока до первого июня. Если учесть, что МВФ теперь дает деньги Киеву исключительно под исполненные обязательства, а не под обещания, миссия может приехать не ранее июня.

Думается, до выборов 2019 г. цены на газ власть повышать не рискнет.

По мнению члена совета Нацбанка Тимофея Милованова, «идет буря, а власть не видит дальше своего носа».

Правда, не исключена возможность, что со стороны власти имеет место умышленная проволочка. В летний период люди занимается садами, огородами и отпусками, власть может решиться все-таки исполнить требование МВФ относительно повышения цены на газ для населения, надеясь, что за лето народ привыкнет, успокоиться, и осенью серьезных акций протеста не будет.

В пользу того, что власть не отказывается окончательно от планов любой ценой получить очередной транш МВФ любое, говорит последний консенсус-прогноз, который Министерство экономического развития недавно озвучило относительно объемов кредитования МВФ в ближайшие годы.

Согласно этому прогнозу, в 2018 г. правительство надеется получить всего лишь $1,5 млрд, хотя еще недавно планировалось привлечь $3,5 млрд. Снижение объемов кредитования МВФ Минэкономразвитие предполагает не только в текущем году: в 2019 г. планируется получить $2 млрд (по предыдущему прогнозу — $3,4 млрд); в 2020 г. — $1,5 млрд (по предыдущему прогнозу — $3,3 млрд); в 2021 г. — только $1 млрд.

Словом, стремление получить кредитные транши становятся заметно скромнее, но не исчезают полностью.

Впрочем, эти прогнозы Минэкономики вполне могут не оправдаться. К тому же, власть в лице Порошенко и Кабмина существенно изменили линию поведения в отношении МВФ. Теперь наша власть не выпрашивает, как раньше, а стремится сохранить сотрудничество с фондом или даже только видимость такого сотрудничества.

Это позволяет правительству выйти на международный финансовый рынок и занять средства у коммерческих кредиторов, выпустив евробонды. Другое дело, что коммерческие кредиты выдаются по очень высокие проценты, которые в случае с Украиной превышают 7% годовых, а это очень много. Но это позволит снизить объемы кредитования МВФ и, возможно, исключить главное требование фонда в виде резкого повышения цены на газ.

В этом смысле важным остается хотя бы номинальное сохранение сотрудничества, поскольку без этого нельзя рассчитывать на макрофинансовую помощь ЕС, а кредитование на коммерческих рынках будет крайне затруднено и очень дорого.