Вкладчикам вернули банковскую тайну

Принятые изменения в законодательство облегчили участь вкладчикам. Вопрос сохранения банковской тайны закрыт, а декларацию о доходах подавать не надо — администрированием налога займется банк. Кроме того, ставка налога стала единой.

С сегодняшнего дня, 1 августа, в Украине снова меняются правила налогообложение доходов от депозитов. Принятый Верховной Радой закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно пассивных доходов» аннулирует прогрессивную шкалу налогообложения пассивных доходов физических лиц и освобождение от налогообложения небольших сумм, информируют Экономические Новости.

Кроме того, ставка налога на проценты, начисляемые по всем видам и суммам депозитов (за исключением процентов по зарплатным, пенсионным, стипендиальным, социальным счетам) теперь будет единая – 15%.

Прогрессивная ставка налогообложения, которая действовала до 1 августа, сменяется единой ставкой для всех. Фиксированная ставка налога с дохода по депозиту проста и прозрачна: налог удерживается банком, а физическому лицу не нужно ничего делать. Однако, теперь налогообложению подлежат все депозиты: как депозиты пенсионеров, так и депозиты состоятельных людей. «В этом плане новый подход менее справедливый, чем предыдущий», — говорит начальник управления сбережений и платежей UniCreditBank Ольга Шостак.

Предложенная ранее схема с прогрессивной шкалой была слишком сложной не только для исполнения банками и населением, но и для контроля со стороны налоговой инспекции, говорит начальник Управления организации и сопровождения розничного бизнеса Укрэксимбанка Виктория Грецкая.

«При прогрессивной шкале ставка зависит от суммы вклада. Это ограничение легко обойти — раздробить вклад на части и разместить его в нескольких банках. Что опытные вкладчики и делают», — поясняет директор департамента продаж и развития сети розничного бизнеса ПАО «Проминвестбанк» Юрий Воронюк.

«Когда появились сообщения о введении прогрессивной шкалы налогообложения, клиенты действительно начали перераспределять свои депозиты между родственниками. Также некоторые клиенты стали использовать депозит, который предполагает выплату процентов наперед, в начале срока действия депозита. Но с новым подходом дробление депозитов не имеет смысла», — рассказывают в UniCreditBank.

Новый подход, безусловно, удобнее для клиентов. Им не нужно специально подавать декларацию в налоговую — все делает банк-налоговый агент.  «Теперь банки будут самостоятельно удерживать сумму процентов с депозитов клиентов и автоматически перечислять в казначейство или налоговую с предоставлением необходимой отчетности, в которой банк будет отражать общую сумму таких начисленных доходов и общую сумму удержанного (перечисленного) налога без идентификации физического лица», — поясняет директор по продажам и дистрибуции розничного бизнеса Альфа-Банка Украина Артур Атанов.

Читайте: Как в Украине ударят новые налоги по среднему классу?

Население уже привыкло получать доход от своих сбережений и понимает, что забрав деньги из банка, лишится этого источника дохода. «Изначальная версия закона о налогообложении процентов по вкладам, которая предусматривала передачу данных от банка в налоговую, вызывала негодование у вкладчиков из-за возможного раскрытия банковской тайны. Ставка и механизм администрирования налога были изменены, и с 1 августа банки будут удерживать налог и делать перечисление «котловым» методом — это сняло вопрос соблюдения банковской тайны и успокоило вкладчиков», — констатирует Грецкая.

При этом у банков могут возникнуть ряд трудностей. Учитывая, что налог не будет удерживаться с процентного дохода по средствам, полученным в качестве заработной платы, пенсии, стипендии и других социальных выплат, затруднения возможны в механизме маркирования этих средств для выделения из общей суммы к налогообложению. Кроме того, источником ранее накопленных средств также может быть и заработная плата, и пенсия.

«Нельзя «покрасить» деньги, — обрисовывает проблему Юрий Воронюк. – То есть, если клиент получает, к примеру, пенсию — проценты, начисляемые банком по такому счету, не подлежат налогообложению. Но если клиент пополнит этот счет своими средствами — из суммы выгоды клиента (а именно пассивный доход, который клиент получит именно на сумму пополнения), банк, как налоговый агент должен удержать сумму налога. Это усложняет управление портфелем продуктов банка». Также вопросы могут возникнуть в части гибкости ИТ-системы каждого отдельного банка, поскольку обязанность подачи информации в налоговые органы лежит на банке.

В целом, банкиры позитивно отнеслись к данным изменения. «Думаю, клиенты быстро привыкнут к налогообложению, поскольку никаких дополнительных действий со стороны клиента новый подход не предполагает», — прогнозирует Шостак.

Однако финансисты уточняют, что в реальности оценить последствия от изменений сейчас невозможно. «Пока никто не сталкивался с реальной математикой полученного дохода от депозита и уплаты налога. Однако, думаю, что новый налог очень скоро будет восприниматься клиентами как данность и не окажет существенного влияния на активность клиентов», — считает Воронюк.

При этом участники рынка подчеркивают, что с принятием нового закона остальное законотворчество в этом направлении должно приостановиться. «Частые изменения правил игры никому не идут на пользу, тем более, когда речь идет о деньгах и налогах. Если в ближайшее время будут инициироваться изменения налогообложения дохода по депозитам, то в результате это запутает вкладчиков и вызовет у них опасения — они изымут вклады, банки получат отток средств, а государство, соответственно, получит значительно меньшую сумму от внедрения налога», — считает заместитель директора департамента розничного бизнеса Ощадбанка Александр Нестеренко.

Хотя стоит заметить, что оттока вкладов на сегодня не наблюдается.  «Мы не ощущаем какого-либо влияния на динамику депозитной базы в связи с последними изменениями в налогообложении доходов по депозитам», — говорит начальник отдела депозитов ПУМБ Никита Малясов. «Сейчас происходит обратное — клиенты возвращаются в банк, и мы видим стабильный прирост депозитного портфеля. Этот позитивный сдвиг мы наблюдаем с начала июня и считаем, что это хороший знак для всей банковской системы», — отмечает  Катерина Ладыженская, заместитель директора департамента продаж и маркетинга PlatinumBank.

Напомним, что в июне депозиты физлиц в гривне выросли на 3,3% (до 221,6 млрд. грн.), в валюте — снизились на 4,6 % (до $17 млрд.). Июльская статистика будет примерно через неделю.

Новая редакция закона сняла часть вопросов клиентов. «Мы наблюдали обеспокоенность клиентов, в основном, в сегменте вклада от 1 млн. грн. и выше. Но это не имело проявления в оттоке вкладов или уменьшения средней суммы вклада у наших клиентов», — говорит Юрий Воронюк. Теперь же, убрав минимальную сумму депозита при налогообложении, под действия закона попадут все вкладчики.

Учитывая отсутствие других альтернативных доходных вариантов вложения средств в Украине, не ожидаем существенного изменения спроса на депозиты, информируют в банке ВТБ. С российским финучреждением согласны и в Ощадбанке.  «Тот, кто испугался введения налога, уже вывел средства из банковской системы», — рассказывает Александр Нестеренко.

Кроме проблем банков возникает еще один очень важный вопрос — кто реально будет оплачивать налог. Исходя из заявлений банкиров, он все же ляжет на плечи клиентов. Вряд ли найдутся банки, которые будут компенсировать ставками введенный налог, уверяет Виктория Грецкая.

«Банки не готовы компенсировать налог с помощью увеличение ставки. Сейчас многие банки стремятся удешевить свой ресурс, и тенденция говорит о том, что ставки начинают постепенно снижаться. Банки хотят возвращаться к нормальной деятельности, возобновлять кредитование. А это напрямую связано со стоимостью депозитного ресурса», — резюмирует Катерина Ладыженская.

«Сейчас финучреждения привлекают средства в диапазоне 19%-23%. Такие ставки для экономики практически неприемлемы. Рынок заинтересован в снижении стоимости ресурса», — подытоживают в «Проминвестбанке».

При этом для некоторых игроков рынка с низкой ликвидностью удержание ресурсов может стать вопросом выживания. И если им необходимо будет удерживать клиентов, банки пойдут на увеличение процентных ставок. Однако высокий процент по депозитом в таком случае будет маркером проблемности банка. И погоня за более высоким доходом может закончиться у дверей Фонда гарантирования вкладов физлиц.